вторник, 29 августа 2017 г.

Готовность к школе

Скоро в школу! В жизни любого ребенка наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий школьник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.
Всех родителей первоклассников волнует вопрос, как определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу?
Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

1. Мышление

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:
  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания); 
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат); 
  • знать цвета; 
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»; 
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов. 

2. Память

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов или картинок и показать их ребенку. Затем убираем их, а он должен будет назвать те, которые запомнил.

3. Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.


Мотивационная готовность к школе

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:
  • хочет посещать занятия; 
  • стремится узнать новую и интересную информацию; 
  • хочет получать новые знания. 


Психологическая готовность к школе

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться более жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:
  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность; 
  • умением управлять собственным поведением; 
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми. 


Социальная готовность к школе

У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:
  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток; 
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая; 
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо; 
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу. 


Физическая готовность к школе

Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей.

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:
  • проверить его слух; 
  • проверить зрение; 
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно; 
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице); 
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).
Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний. По тому, как разговаривает дошколенок, можно определить уровень его подготовки к обучению в 1 классе и судить о его развитии в целом.
Будущий школьник должен:
  • правильно и отчетливо выговаривать все звуки и слова со сложным произношением;
  • не стесняться принимать участие в общем разговоре;
  • правильно формулировать полноценный ответ на вопрос и самому научиться грамотно их задавать;
  • находить в потоке речи те звуки, о которых его попросят. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий