четверг, 23 апреля 2020 г.

Урок литературного чтения 23 апреля

Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок"

Ребята, мы начинаем чтение произведений нового раздела. В моем учебнике он заменен ошибочно. Раздел называется «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Кузовок – старинный крестьянский предмет домашнего обихода, предназначенный для сбора дикорастущих и садовых ягод.
- Как вы понимаете название темы раздела?
 (Можно заниматься любым делом, но делать его на совесть, доводя работу до конца. Только упорный и кропотливый труд может привести к ожидаемому результату)

Автор одноименного произведения – Борис Викторович Шергин 

- Небольшой рассказ об авторе.
Б.В.Шергин – русский писатель. Родился в 1896 году, в г. Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя был кораблестроителем. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» - за то, что она рассказывала ему былины. 
Еще в школьные годы Борис Викторович стал записывать северные народные сказки, былины, песни. Это и стало основой его творчества. Произведения Шергина написаны языком ярким, образным, своеобразным. Его любят и с интересом читают в наши дни и дети, и взрослые.
  Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. 
Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал. В дальнейшем, окончив художественное училище, многие свои книги оформлял сам. 

Открой учебник. Рассмотри иллюстрацию к произведению Шергина. Можешь ли ты предположить, о чем этот рассказ?
Но чтобы начать читать произведение, что мы должны узнать? (значение непонятных нам слов)
Словарная работа
- В тексте встретятся слова штукатурное и малярное. Найди значение этих слов в словаре учебника. Прочитай.
- Ещё встретятся такие слова как: 
Академия - высшее учреждение.
Вылощил волчьим зубом – натёр до блеска.
Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.


Прослушай рассказ.
 - Какое у тебя впечатление от прочитанного?

- Какой же совет дал мастер Мите?


Работа с иллюстрациями.

- Рассмотри изображение на с. 124. Кто на ней изображен?

- Что они делают?

- Как ты думаешь, о чем они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.

 А теперь открой с. 127. Кто изображен на ней?
- Чем они занимаются? Зачитай отрывок.


- Видел ли Ваня на самом деле работы Мити?

- А  как он узнал о них? 

-Кто владеет штукарным и малярным ремеслом?(да, Ванина бабушка)
- А какая она бабушка? Найди ответ в тексте на странице 124.
(добрая, уважительная, любит малышей)
- Как ты понимаешь слово красовито?
- Попробуй посчитать, сколько раз оно встретится в тексте?
- А какое звание есть у бабушки? («Мастер малярного дела»)
- Что поручил выклеить мастер Мите? (столешницу)
- Что такое столешница?
- Какой видит работу Митя в своем воображении? (законченной)
- В какой день недели Митя устал веселиться? (в субботу вечером)
 Успевал Митя выполнить работу к сроку? (нет)
- Что ему мешало закончить работу во время? (лень)
- Найди строки, подтверждающие что Митя ленился. (стр. 126)
- Оправдал Митя доверие? (обманул)
- Кто бабушке рассказал про Митю? (он сам)
- А кто Ване рассказал про Митю? (бабушка)
- Какими словами бабушка закончила свой рассказ?
- А можно ли название рассказа отнести и к нам? (да)
- Почему? А набрал ли ты кузовок?
- Можно ли эти слова назвать мудрыми, «золотыми»? (да)
- Они пригодятся нам в нашей жизни?
Зачем бабушка рассказала Ване про Митю? (чтобы Ваня брал с Мити пример и к труду относился с душой)
Доскажи недостающие слова, пользуясь текстом. Что вы узнали о бабушке?


У Вани была бабушка ____________ , ______________ .
С малышами говорила _________ , каждого __________ и _________ .
Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ____________ сдумает, __________ , ___________ скажет.
У твоей бабки есть звание «__________________________________».
Она и ____________ и ________________ дело умеет. И краску всякую знает и ________________ породу понимает.
Твоя бабка из _______________ сделана, из ___________ сложена.


Перечитайте произведение еще раз. (домашнее задание)

Комментариев нет:

Отправить комментарий