среда, 8 апреля 2020 г.

Для родителей

Предлагаю познакомиться всем со статьей, которая заставляет о многом задуматься. Все работы (и проверочные, и контрольные, и самостоятельные) сейчас выполняются дома. Я должна их оценивать, т. к. никто не знает, когда жизнь вернется в прежнее русло. Естественно, я поставлю ту отметку, на которую ребенок написал работу. Но так ли важна эта отметка? А подтвердится ли она в дальнейшем обучении? Может быть, смысл вовсе не в получении отметки, а в самом процессе и результате приобретения знаний и умений?

Карантин: шанс на ответственность

Школы России либо предвкушают, либо полным ходом запускают дистанционное обучение.
Это означает, что перед учителями встает новый вызов: как учить детей, когда уроков нет. Интернет приходит на помощь: ежедневно выходят десятки статей о том, какую платформу выбрать, как записывать видео для уроков и какие интерактивные тесты использовать. И это замечательно. Но, как мне представляется, организация обучения — это только вершина айсберга.
Дистанционное образование бросает вызов не только учителю, но и ученику. Теперь он сам несет ответственность за обучение. На уроке ученик находится под постоянным вниманием учителя и решения принимаются за него. Ученику остается только выполнять инструкции.
С домашним заданием уже сложнее. Нужно выбрать время, чтобы его сделать, сесть за работу. Нужно быть готовым, что пример не получится и придется самому разобраться. И многие дети с этим не справляются: домашнее задание делают не все.
Дистанционное образование — это домашнее задание изо дня в день. Если даже и будут уроки по видеосвязи, то их явно будет меньше обычного. Значит, ученик сам выбирает время для учебы.Сам смотрит видео или читает учебник. Сам разбирается, если что-то непонятно.
Все утыкается в две вещи: умеют ли ученики учиться сами и, главное, понимают ли они зачем им это делать?
Многие ученики списывают на контрольных. На дистанционном обучении списать легче легкого: можно попросить прислать одноклассников фотографию задания, можно загуглить, а можно просто пройти тест, когда его уже кто-то прошел.
Из-за чего ученики списывают? Видимо потому, что не понимают, зачем они учатся. Для человека, который списывает, оценка стала самоцелью: я учусь, чтобы получить оценку. Это мешает: если ты учишься ради оценки, а не ради знаний, то делать ты будешь все для того, чтобы эту оценку получить. Если попросить одноклассника прислать фото проще, чем разобрать параграф, то ты так и поступишь. Дистанционное обучение заостряет проблему. И у нас, у сообщества учителей есть два пути.
Первый: увеличивать контроль. Даже в дистанционном обучении мы найдем для этого способы. Во всех ноутбуках есть фронтальная камера, а в средствах видеосвязи — функция демонстрации экрана. Так будет сложнее списать. Чтобы ученики не спрашивали ответы у тех, кто уже закончил тест, можно фиксировать время прохождения теста. Возможно, стоит сделать много вариантов работы на класс.
Но есть и второй путь: увидеть в карантине возможность для того, чтобы научить детей ответственности. Дети, возможно впервые в жизни, остались наедине со своей учебой. Они могут обмануть учителя. Вопрос только в том, зачем?
Я бы использовал эту четверть для того, чтобы показать: мы учимся не для того, чтобы получить оценку. Оценка — это чернила на бумаге или пиксели на экране. Цель обучения в знаниях и навыках. Теперь у меня нет никакой возможности вас контролировать. Вы получите то, что захотите. Если захотите пять - получите. Но что она будет значить, если за ней нет знаний и работы? А в большой перспективе, какой толк от вашей школьной пятерки на работе, если за 11 лет вы не научились самостоятельности?
В ближайшую четверть я буду много говорить с учениками о смыслах. Может быть, они пройдут меньше, чем прошли бы под моим строгим контролем. Но мне важнее не то сколько они пройдут, а как. Пусть они возьмут обучение в своей руки. Возможно, и после карантина они его не отпустят.
Александр Шкловер, сооснователь методического объединения ШАГ

Комментариев нет:

Отправить комментарий